ХОЛОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ
Полярный континентальный воздух (Ре) зимой. Над областью своего формирования полярный континентальный воздух зимой холоден и устойчив. Его удельная влажность мала (помните, что холодный воздух может содержать меньшее количество влаги, чем теплый). Облаков немного или вовсе нет; имеющиеся облака по большей части представляют собой туман. [5]
Относительная влажность высот. Это может показаться на первый взгляд странным, но, если вы вспомните, что холодный воздух может содержать лишь небольшое количество влаги, вы поймете, что даже то небольшое количество, которое в нем имеется, очень близко к максимально возможному.
По мере движения на юг воздух образует то, что в просторечии называется «холодной волной», а в метеорологии обозначается термином «холодный фронт». С его вторжением метеорологические станции, над которыми проходит холодная волна, отмечают заметное падение температуры. В воздухе наблюдаются довольно высокие скорости ветра, и обычно возникает турбулентность, простирающаяся до высоты около 1000 м. При прохождении над более теплой поверхностью нижний слой холодной воздушной массы нагревается, а сама воздушная масса становится неустойчивой в пределах нижних 1000 м, причем в ней, естественно, возникает турбулентность. Движение более теплого воздуха из нижних слоев в более высокие и компенсирующее его опускание воздуха из верхних слоев создают нисходящее движение потенциально более теплого воздуха (см. рис. 32). Это вызывает повышение температуры у поверхности, что в свою очередь, понижает относительную влажность (вспомним, что теплый воздух может содержать больше влаги, чем холодный). Воздух обычно ясен и холоден, если только воздушная масса не проходит над сравнительно теплыми водными пространствами, например, над районом Великих озер (случай, рассматриваемый ниже), или не вышла из зон, где она встретилась с воздушными массами, обладающими другими свойствами.
Когда наблюдается достаточно мощное горизонтальное движение холодного воздуха на юг, доходящее, предположим, до Мексиканского залива, вы можете быть безусловно уверены в том, что такая воздушная масса претерпит значительные изменения, так как нижние ее слои нагреются и содержание в ней влаги увеличится.
Увеличение содержания влаги и повышение температуры, происходящие осенью и в начале зимы при прохождении воздуха над Великими озерами, прежде чем они замерзнут, вызывают постоянные снегопады над Озерами и прилегающими к ним районами суши. Возвышенности к востоку от Озер вызывают дальнейший подъем холодной воздушной массы, что усиливает шквалы.
Если температура ниже точки замерзания, ваш самолет будет подвергаться во время полета опасности обледенения, существующей при шквалах и сопровождающих их облаках (преимущественно слоисто-кучевых). О свойствах шквалов я подробнее скажу ниже.
Полярный континентальный воздух и его изменения о „ Север Юг
OUMQU ^ ——— г
Полярный континентальный воздух иногда движется в юго-западном направлении через Скалистые горы из районов, прилегающих к Британской Колумбии, и, наконец, достигает побережья Тихого океана. Подъем воздушной массы над восточными склонами гор вызывает снежные шквалы и потерю влаги в виде осадков. У вершин гор воздух менее влажен, чем он был первоначально, вследствие выпадения из него осадков. Опускание воздушной массы над западными склонами гор вызывает адиабатическое гіагревание, так что в конце концов воздушная масса подойдет к линии побережья гораздо более теплой и сухой, чем она была первоначально. Это создает на тихоокеанском побережье мягкую зимнюю погоду — гораздо лучшие условия, чем в случае притока воздуха с Тихого океана.
Рис. 51. Как правило, погода в полярном континентальном воздухе благоприятна для полетов, если воздух не претерпевает таких коренных изменений, какие вызываются подъемом через горы и нагреванием от водной поверхности. Воздух довольно спокоен, кроме турбулентности, вызываемой неровностями местности и легким нагреванием снизу (зимой большая часть поверхности США покрыта снегом, так что полярный континентальный воздух изменяется не так быстро, как летом, когда весь снег стаял). К востоку от Великих озер часто бывают низкие потолки и плохая видимость из-за снежных шквалов. Вершины облаков над шквалами находятся обычно на высоте от 1500 до 2 500 м; условия полета на этих высотах более благоприятны, чем при полетах в облаках или под ними. При температурах ниже точки замерзания в облаках может наступить значительное обледенение самолета. В облаках воздух турбулентен, но над ними совершенно спокоен. Вследствие более высокой относительной влажности потолки во время шквалов ниже всего в холодное время года. Весной потолки гораздо выше.
. Температура-32°С
t
Є §;
I S
із 52*
^ I
Температура і у поверхности -15 °С
Рассматривая рис. 51, вы можете подметить постепенное изменение воздуха. Вы заметите, что изменения незначительны, пока воздух не пройдет над незамерзшей водой и нижний слой его не нагреется; когда воздух вберет в себя некоторое количество испарившейся влаги, образуются облака и начинаются снежные шквалы. Турбулентность шквала усиливается, как только воздух динамически поднимается над возвышенной местностью, удаляясь от берегов озера.
Рис. 52. Очень важно, чтобы вы поняли характер снежного шквала, вызываемого протеканием холодного воздуха над более теплой водной поверхностью. Судя по общему впечатлению, шквалы, наблюдаемые на берегах Великих озер, возникают в воздухе после того, как он прошел над озером и вступает в районы суши к востоку и югу от Озер. Однако фактически шквалы возникают над водой, как показано на рисунке, и вот как это происходит.
Холодный воздух, сухой и устойчивый, вступает с наветренной стороны озера, слева. Вследствие испарения из озера содержание влаги в воздухе увеличивается, и воздух нагревается снизу от соприкосновения с более теплой водой. Как вы уже знаете, нагревание снизу делает воздух неустойчивым, вследствие чего в нем возникают вертикальные движения. Удельная влажность воздуха повышается благодаря поступлению в него влаги, так что количество влаги, могущей конденсироваться, больше, чем ее было в воздухе до прохождения над озером. Неустойчивость воздуха вызывает конвекцию (вертикальные движения), которая поднимает воздух на «высоту конденсации», т. е. до той точки, где охлаждение будет достаточным для насыщения, конденсации влаги и ее осаждения в виде снега. Все это происходит над водой. Правда, подъем воздушной массы на противоположном берегу (направо) усиливает, шквалы, но этот подъем не является их первопричиной. Кстати, заметьте разницу температур, указанную на рисунке. С левой стороны вы видите, что разница температур
у поверхности земли и на высоте 2000 м равна 17° С (так как это меньше адиабатического градиента, равновесие воздуха будет устойчивым). В правой части рисунка разность температур у поверхности и на высоте 2 000 м равна 30° С, так как температура повысилась вследствие притока тепла снизу. Наблюдаемый температурный градиент больше адиабатического, который для 2000 м равен 20° С. Что это означает? Конечно, неустойчивое равновесие.
Рис. 53. Летом, когда зимний снег стаял и земля нагрета, полярный континентальный воздух подвергается более быстрым изменениям, которые происходят как в области формирования, так и при движении воздуха из этой области. Ввиду нагревания снизу воздух становится слегка неустойчивым в области формирования, но остается еще совершенно ясным, как показано в левой части рисунка. Летом полярный континентальный воздух попадает в США реже, чем зимой, так как общая циркуляция атмосферы менее интенсивна. Когда воздух двигается на юг в теплое время года, содержание влаги в нем (удельная влажность) гораздо выше, чем зимой. Вследствие конвекции, вызванной нагреванием снизу, содержание влаги увеличивается и в верхних слоях, так как восходящие потоки воздуха поднимают влагу с поверхности вверх, распределяя ее более равномерно по всей воздушной массе. Температура воздуха сравнительно низка, но разность между ночными и дневными температурами велика ввиду сильного нагревания днем и охлаждения ночью. После полудня часто возникает конвекция, достаточная для образования небольших кучевых облаков (в виде комков ваты), как показано в середине рисунка. Спустя более продолжительное время, когда воздух получит значительное количество влаги, оставаясь неподвижным над юго-восточными областями страны, образуются большие кучевые облака (как показано В правой части рисунка), иногда разражающиеся местными грозами,
|
|
|
|
|
|
|
После захода солнца воздух становится устойчивым благодаря охлаждению снизу. Летом охлаждение в течение одной ночи часто бывает достаточным для образования в воздухе поземного тумана (см. рис. 34).
Летая летом в полярном континентальном воздухе, вы встретите спокойный воздух вне облаков, конечно, выше слоя турбулентности, вызванного неровностями рельефа местности. Если после полудня проходят местные грозы, то полет через облака будет, конечно, сопровождаться «болтанкой», но вне района грозовых облаков господствует спокойный воздух. Над небольшими кучевыми облаками, не скопившимися в грозовые тучи, можно после полудня летать на высотах 2000—2500 м.
Полярный тихоокеанский воздух (Рр) зимой. Ввиду того, что северная часть Тихого океана к северу суживается и водное пространство к северо — западу и северо-северо-западу от США меньше, чем прямо к западу или к юго-западу, воздух над северной частью Тихого океана зимой обычно континентального происхождения, с изменениями, вызванными непродолжительным пребыванием над водой. Эти изменения, как это и можно было ожидать, происходят от нагревания воздуха снизу и его увлажнения, что вызывает, как мы знаем, неустойчивость.
Рис. 54. Над районом Алеутских островов воздух совершенно прозрачен и холоден, так как он только что вышел из холодных континентальных областей (см. левую часть рисунка). Неустойчивость, вызванная нагреванием, и поступление влаги снизу вызывают образование облаков и ливни по мере приближения воздушной массы к западному побережью Америки. Ливни часто начинаются за несколько сот миль от берега, в океане, как показано слева от середины рисунка. С приближением воздуха к линии побережья ливневая погода становится более резко выраженной. Когда воздушная масса поднимается над Скалистыми горами, из воздуха продолжают выпадать осадки, главным образом в виде дождя, ввиду преобла-
Дания температур выше точки замерзания, а иногда и в виде снега, особенно над высокими горными гребнями (справа от середины рисунка).
Большие изменения происходят в воздухе, когда он, пройдя над горами, начинает опускаться к равнинам к востоку от гор. Большая часть влаги, содержавшейся в воздухе, пока он находился к западу от гор, теряется в виде осадков при прохождении над вершинами. Когда воздух опускается по восточным склонам горного хребта (как показано в правой части рисунка), он нагревается адиабатически и достигает равнин при гораздо более высокой температуре, чем он имел первоначально, и при значительно пониженной удельной влажности (вспомните процесс «с потерей всей влаги» на рис. 29).
Во время опускания к востоку от гор воздух становится чистым, теплым и очень устойчивым. Таким он остается долгое время при своем дальнейшем движении на восток. Однако иногда такое течение процесса нарушается. Это происходит в том случае, если район, непосредственно прилегающий к Скалистым горам с востока, занят полярным континентальным воздухом (Рс). Эта плотная холодная воздушная масса действует как клин, по которому полярный тихоокеанский воздух продолжает подниматься и к востоку от Скалистых гор, не^вступая в соприкосновение с поверхностью земли. Естественно, если воздух продолжает подниматься, то в нем попрежнему образуются облака, возникают конденсация и осадки, и к востоку от гор выпадает много снега.
Вы испытаете «болтанку» в облаках этой воздушной массы над водой, на побережье и пролетая над горами. Воздух влажнонеустойчив (см. рис. 30) и после насыщения становится турбулентным. Это значит, что вне облаков воздух гораздо спокойнее, чем в облаках. По временам вы будете встречать в облаках условия обледенения, особенно над горами, где температура часто бывает ниже точки замерзания. К востоку от гор, где воздух становится теплее и чище, условия для полета идеальны.
Полярный атлантический воздух (Ра) зимой. В холодное время года полярный атлантический воздух является в Соединенных Штатах редким, но важным гостем, оказывающим влияние на северо-восточные части страны и на область к востоку от Аппалачских гор. Хотя, подобно полярному тихоокеанскому воздуху (Рр), полярный атлантический воздух обычно является измененным воздухом континентального типа, свойства этих двух полярных океанских воздушных масс совершенно различны. Прежде чем дойти до США, полярный атлантический воздух меняет свои свойства, проходя над северной частью Атлантического океана, которая холоднее Тихого океана. Более холодная вода северной части Атлантического
океана вызывает в воздушной массе меньше изменений, чем более теплая вода Тихого океана. Неустойчивость в полярном атлантическом воздухе развивается только в нижних слоях, и ливней, происходящих от неустойчивости воздуха, обычно не бывает. Осадки чаще принимают форму моросящих дождей, а иногда и снега, выпадающих из слоистых облаков (с четко выраженными слоями).
Верхний предел этих облаков лежит на высоте 1500—2 400 м. Это объясняется тем, что глубина неустойчивого слоя очень невелика. Потолки по большей части низкие, особенно в районах осадков и над горными гребнями в северо-восточной части США, так как относительная влажность обычно высока, что ведет к сравнительно незначительному адиабатическому охлаждению при подъеме до наступления насыщения и конденсации.
Зимой при полете через облака в полярном атлантическом воздухе следует всегда считаться с опасностью обледенения. Если вам придется лететь продолжительное время через облака в полярном атлантическом воздухе, ваш самолет покроется толстой коркой льда. Если у вас нет точных сведений об условиях обледенения, не испытывайте их на своем самолете! Конечно, мы знаем, что бестолковый Джо попытался бы лететь при таких условиях, но это его дело*
Над неровной местностью полярный атлантический воздух турбулентен в своих нижних слоях. Весной, когда воздушная масса нагревается сильнее и в ней развивается большая неустойчивость, появляются вызванные этим ливни.
Полярный тихоокеанский воздух (Рр) летом. Летом, вместо того чтобы нагреваться снизу и становиться вследствие этого неустойчивым, полярный тихоокеанский воздух охлаждается и становится более устойчивым. В теплое время года вода в океане холоднее воздуха (обратное тому, что наблюдается зимой) (см. рис. 45 и 48). Когда летом полярный тихоокеанский воздух двигается к берегу, на западном побережье США наблюдаются обширные районы берегового тумана. Накопление более холодной океанской воды, характерное для прибрежной полосы, приводит к образованию у самого побережья пояса более холодной воды, чем в открытом море. Этот пояс более холодной воды еще больше охлаждает воздух, приближающийся с океана к линии побережья. Охлаждение воздуха снизу (создающее устойчивость) при большой силе ветра ведет к образованию слоистых облаков, имеющих различную вышину, но всегда располагающихся в нижних слоях воздушной массы. При слабых же ветрах эти облака будут находиться совсем низко. Так как земля на побережье теплее воздуха и поэтому создает в нем неустойчивость, туманы распространяются лишь на узкую полосу суши вдоль берега. Когда в воздухе наступает неустойчивое равновесие, туманы и низкие облака рассеиваются, так как условием их существования является устойчивость атмосферы.
Вы замечаете, что в воздушной массе этого типа ливни выпадают только над высокими горами, над которыми воздух поднимается на большую высоту. Даже и тогда облака сравнительно невелики. Летая на западном побережье над вершинами облаков и туманов, вы будете находиться в спокойном воздухе. Но будьте осторожны при спуске через облачный слой, так как низкие потолки и ограниченная видимость могут сделать посадку рискованной. Если вы заметите, что инверсия температуры (повышение температуры с увеличением высоты) над облаками происходит на высоте примерно 1200—1500 м и дует свежий ветер, вы можете ожидать высоких потолков и хорошей видимости. Наоборот, если основание инверсии (начало повышения температуры) лежит низко — примерно на высоте 750— 900 м— и ветер слабый, вы можете ожидать низких потолков и плохой видимости в воздушной массе ниже облачного слоя. Другими словами, слоистые облака образуются всегда под инверсией. Над сушей, вблизи побережья, всегда наблюдается болтанка, вызываемая неровностями местности, но ее легко избежать, летя на большей высоте. Надеюсь, что вы запомните все это.
Полярный атлантический воздух (Ра) летом. Эта воздушная масса характеризуется туманами над северным побережьем Атлантического океана и слоистыми облаками, иногда расположенными очень низко над поверхностью земли. Когда приток этого воздуха летом совпадает с барометрическими минимумами в северо-восточных штатах, господствуют низкие потолки и плохая видимость. Дело в том, что летом соотношение между температурами воздуха и воды в океанах обратно тому, которое существует зимой: поверхность океана не нагревает воздух, вызывая его неустойчивость, как это бывает зимой. Наоборот, вода охлаждает воздух, вызывая устойчивость и создавая погоду, характеризующуюся слоистыми облаками и туманом. Вы легко поймете, что опасность полетов в такую погоду происходит от низких потолков и плохой видимости.